ХОЗЯЕВА МЕСТА

ЖИТЕЛИ ВЕПССКИХ СЁЛ И ДЕРЕВЕНЬ
  • Александр Кошкин
    Деревня Ярославичи
    Коренной вепс. Родился за печкой в голубой избе, что стоит на Ребовой горе, в соседней с нами деревне. А под горой – долина реки Оять и лиловые туманы летними вечерами…. Саша - охотник и рыболов – знает лес, как себя самого, а думается, даже еще лучше и глубже)) Вот если у вепсов есть хозяева всего: леса, воды, дома... То у нас – хозяин Саша Кошкин: печь растопит, накормит, баню протопит, починит сломавшееся, расскажет, как поймать куницу, да и вообще, ни за что в беде одного не оставит – здюжит всё и всем поможет.

  • Валентина Васильевна Лебедева
    Поселок Курба
    В поселке Курба (если не ошибаюсь, от вепсского корьбь, что означает непроходимый лес, тайга), запрятанном в чащобе Вепсского леса живет Валентина Васильевна Лебедева. Удивительная женщина. Автор книг об истории родного края, составитель вепсского матерного словаря:) Вот, некоторая подборка грязных вепсских ругательств:
    Sitbeberoi — навозный жук
    Soton — сатана
    Viha bapsheine — злобная оса
    Kadeh čort — жадный
    Čonžoi — домосед, сыч, хикка
    Must sagarm — чёрная выдра
    Nün' sinei! — х*й тебе!
    их Валентина Васильевна трогательно подписывает: «Все ругательства собраны в деревне Mäggär'v (Мягозеро). 18+»
    А ещё Валентина Лебедева невероятно красивая женщина и очень искусная хозяйка, составитель обожаемой всеми книги «Вепсская кухня».
    Валентина Васильевна собирает вепсские заговоры, лечит себе спину щучьей головой, может рассказать: зачем нужно спать на женской крови и ножницах, как шептать прИчет в печь и, как щучьи кости помогут вернуть мужскую силу, отобранную злым сглазом. И много-много всего настоящего, такого, что уже почти никто и не помнит, знает она. Очень она любит родной край, родной язык, родной народ, народ с трагичной очень судьбой, народ исчезающий, но очень живой, пока его культуру берегут так, как делает это Валентина Васильевна.
  • Андрей Лодыгин
    Село Винницы
    Ни одно село не может обойтись без своего умельца. В Винницах есть такой – Андрей – мастер по дереву. Из под рук его выходят лешие, русалки, зайцы, лисы, волки и медведи, кружки, ложки, чашки, обереги, срубы изб и бань и много чего ещё! Дерево его слушается, а он слышит дерево. Слышит и многое другое, что ведомо только «лесному народу». Слышит, а иногда и может рассказать об этом. И это дорогого стоит.

  • Валентина Андреевна
    Деревня Ладва
    Валентина Андреевна – одна из старожил деревни Ладва. На зиму, когда в огороде дел нет никаких, она собирает деревянный ткацкий станок, который ей достался от бабушки и ткет на нем коврики. Такие домотканные коврики получаются очень прочными. У нас в избе все такие – столетние почти. Мы частенько заезжаем в гости к Валентине Андреевне. Она всегда очень хорошо улыбается нам, как- то светло становится от её улыбки)) И уезжаем с какими-то гостинцами обязательно: то это связанный ею свитер, то рукавички, носочки, то дорожка домотканная, то маленький вязаный коврик с вепсским орнаментом для сундука, а если нет сундука в хозяйстве, то для стула сгодится)))

  • Вера Васильевна Лодыгина
    Село Винницы
    Вера Васильевна Лодыгина — без преувеличения — один из столпов, на которых держится вепсская земля, вепсская культура. Она — коренной вепс, носитель живого языка. Учитель. Автор многих книг про землю свою родную. Книги эти у нас есть, мы их читали и бережно храним в своей библиотеке. Прийти к Вере Васильевне на бесЁду — большая радость. Чего только не наслушаешься: про хозяев леса и реки, про тедай-мезь и потерявшихся людей, про хозяина бани, про тропинки в лесу или ветер в поле, про молнию и пожары, про утопленников, про «заговоренных». Сложно тут это всё передать в двух словах. Радостно от того, что знаем Веру Васильевну, можем в гости к ней прийти, посидеть, послушать и вернуться домой к себе в избушку уже немного иными.
  • Света Агашечева
    Деревня Ярославичи
    Хозяюшка смешливая и легкая. Как никто умеет готовить традиционные вепсские сканцы с пшенной кашей. В лесу знает каждую тропинку, медведя не боится, лося не боится, кабана не боится — только мышек боится, даже если они домашние))
  • Галина Васильевна Окунева
    Деревня Ярославичи
    О, Галине Васильевне можно много рассказывать и только с восхищением, только взахлёб. Этот тот самый главный человек в деревне — староста д. Ярославичи. На ней держится вся культурная жизнь Ярославичей: дискотеки и спектакли в доме культуры, новогодние ёлки, бесЁды со старожилами (это когда собираются вечером деревенские и болтают по душам за чаем или чем покрепче). Галина Васильевна коренной вепс, носитель вепсского языка. Летом, когда в деревню приезжаю ребятишки, она преподает им язык, чтоб хоть что-то помнили о своем народе, о предках своих. Помнит множество историй из деревенской жизни и мастерски рассказывает их — не оторваться, можно слушать часами, что мы собственно и делаем, когда приходим к ней на бесЁду)) Как бы пафосно это не звучало, но Галина Васильевна тот самый человек, в котором заложен культурный корень ее народа. И она старается передать его подрастающему поколению. И щедро делится им с теми, кто искренне интересуется историей «лесного народа».
  • Наташа Чудова
    Деревня Ярославичи
    Вот не даст никто соврать, что Наташа — супер мастерица по традиционным вепсским калиткам! Говорят, что когда губернатор области прилетает в вепсский край на вертолете, то идут именно к ней, чтоб она напекла калиток для «высокого гостя». А калитки — объедение: с творогом, картошкой, пшеном, толокном (его Наташа сама готовит на старинном, еще от дедушки доставшемся ей, каменном жернове). Ну, а за калитками можно поболтать, посплетничать, посетовать обо всем на свете. Глядишь, а уже часа два пролетело незаметно, как ты с Наташей прохихикал за столом, у теплой печи. Бесценные часы, после которых так легко дышится и улыбается))
  • Галина Анатольевна Карпова
    Деревня Ладва
    Галина Анатольевна — главный человек в деревне Ладва. Она староста. А Ладва, это далекая вепсская деревня, которая находится на границе с Вологодской областью, где нет связи никакой (стационарный телефон, да еще рации у местных). Там заканчивается дорога, там на улице можно до сих пор услышать вепсскую речь, там удивительной красоты Ладвинское озеро (длинное, как щука), там самые сильные «нойды», столетние, сизые почти, избы, там Родина знаменитого вепсского поэта Николая Абрамова, его домик голубой стоит в начале деревни. Там хорошо…
  • Светлана Ивановна Ершова
    Поселок Курба
    Светлана Ивановна — хранительница музея вепсского быта в далеком поселке Курба, куда нужно долго ехать по лесной грунтовой дороге через густой Вепсский лес. Всю экспозицию музея она собрала самостоятельно со своими учениками в течение 20 лет: ходили по оставленным, заброшенным деревням, откуда люди переехали в город, или еще куда за лучшей жизнью, и собирали брошенные вещи. А ведь всё самодельное: из дерева, коры, рубашки, полотенца из льна ручной работы. Вещам этим уже лет по 100, а то и больше. Они хранят еще тепло рук своих создателей. А Светлана Иванова хранит их. Про каждую может рассказать, ибо у каждой вещи своя история, как у человека. Светлана Ивановна очень маленькая, хрупкая, как дюймовочка, но зная историю её непростой жизни, диву даешься: сколько силы и воли может быть заложено в таком очень маленьком человеке! И после общения с ней, глядишь, и у себя самого откуда-то берутся силы жить дальше… Такие дела.
  • Коля Етоев
    Деревня Лаврово
    Коля коренной вепс, живет по соседству с нами, в деревне Лаврово на Ребовой горе, что возвышается над долиной реки Оять.
    Коля — фермер. Сейчас у него две коровы, а совсем недавно было приличное стадо: коровы, овцы, козы, но всё сгорело в одночасье весной прошлого года. Тогда добрые люди помогли, с миру по нитке, насобирали, что смогли. И вот Коля смог за лето отстроиться заново и завести двух (пока) коровушек: Зорьку и Бусю. У Коли мы берем молоко, масло, творог, сыр — все настоящее и пахнет запахами незнакомыми для городского человека: пахнет молоком, маслом, сыром и творогом!!!)))) Коля отслужил военную службу, говорит, что приходилось убивать в горячих точках, а сейчас вот не может руку поднять на живое существо. «Я же на руки его принимал, — рассказывал он как-то про рождение козленка, — как я убить могу теперь?». А ходить к Коле на бесЁду — это отдельная песня!)))
  • Лариса Дроздова
    Поселок Игнатовское
    Лариса — мастерица из мастериц по традиционной вепсской кукле. А если быть честным, то не только по кукле. В ее клубе, в поселке Игнатовское — всё причудливо, и все сделано своими руками! А лисички какие она готовит! Нигде в мире вы таких не попробуете — вот зуб даю!))) Вообще, о Ларисе сложно рассказывать — слишком много слов получится, поскольку она — человек с мощнейшей харизмой, кучей талантами и постоянными новыми идеями. Вот, когда говорят, что «человек — огонь» — это про Ларису)))
  • Дима Ворохов
    Деревня Гимрека
    Дима — староста деревень Гимрека и Щелейки. Эти деревни стоят на границе с Карелией, на берегу Онежского озера, или Онега, как уважительно величают его местные. У Димы в хозяйстве имеется несколько тракторов и других причудливых машин. Дима работает на земле. И с землей. Дима тих и немногословен. На пальцах руки татуха «ВДВ» (!) Очень крепкий и надежный мужик. Очень тепло от того, что можем назвать его своим другом.
  • Саша «Леший»
    Деревня Гимрека
    Саша наш неизменный проводник до побережья Онеги. По топям и непроходимым местам может только он довезти. Он заботливо ставит для нас скамеечку на свой прицеп, стелет на нее домотканный столетний коврик (да-да такие коврики есть, и они исключительно крепкие, всех нас переживут!) И заботливо ждет нас, когда мы, разгоряченные ветрами и впечатлениями, возвращаемся с побережья к нему — нашему проводнику в обратно. Саша «леший» в любое время года ходит вот в этом самом пиджаке и без шапки.
  • Олег Михайлович
    Деревня Родионово
    Все знают, что Америку открыл Колумб. Не все знают, что это произошло в 1492 году. И почти никто не знает, что на берегу Юксовского озера, до сих пор, НА СВОЁМ ИСТОРИЧЕСКОМ МЕСТЕ, стоит храм Георгию Победоносцу, дата основания которого — 1493 год (!) Это самая старая деревянная церковь России, которая стоит на своем месте (два более старых храма перевезены в музеи: Кижи и Кирилло-Белозерский монастырь). А Олег Михайлович — смотритель этого храма — Егория Храброго, как его называют на вепсской земле)) По возможности, по доброте и по благословению попадаем мы в лоно древнего храма, рубленого топорами более 500 лет назад. Простыми деревенскими мужиками сотворено это чудо. И по большой надобности Олег Михайлович открывает нам двери храма, проживает с нами всё, что мы проживаем, говорит с нами, если видит, что нам это нужно. Или не говорит, если видит, что не нужно. Всяко бывает. И это — хорошо.